Подпись: Юрий Косаговский
 

 


Подпись: МУЗЕЙ РОНДИЗМА ПРЕДСТАВЛЯЕТ

 

В провинции произошло событие века - вышла уникальная и феноменальная книга

 

«рОСТОВЦЕВЫ – письма» вЛАУСАЙЛОВ

 

 

 

 

 

 

Подпись:                       Вл. Заусайлов
      РОСТОВЦЕВЫ 
            – письма








И З Д А Н И Е
«музей рондизма»
    2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

не так страшно перехвалить

что-то в пылу восхищения

как страшно пройти мимо и равнодушно

чего-то достойного и интересного…

не так ли?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Книга издана в 2004 году тиражом в 1000 экз. Письма купеческой семьи Ростовцевых из г. Ельца. И почему я взялся о ней писать, она поразила меня. Эта книга чрезвычайной силы, можно сказать книга-памятник ХХ веку. Если роман Достоевского в письмах «Бедные люди» шедевр русской (и соответственно мировой) литературы – то эта книга тоже роман в письмах и тоже представляется в пылу первого прочтения шедевром русской (и значит и мировой литературы). Автор Владимир Заусайлов.

Но самое удивительное в ней, что она документальная, однако документы подобраны в композицию, и более того в документах сделаны выборки, т.е. что-то опущено и что-то оставлено, и кротчайшие  ремарки составителя. И все это делает книгу не документальной, а документально-художественным произведением. А то мастерство, вернее чуткость и трогательность (в чем отдаленная параллель с первым романом Достоевского) поднимают его до высоты шедевра.

Это великая книга.

Многие возразят, что она не может быть произведением искусства (и тем более «великим») т.к. письма больше явление жизни а не литературы. Но вспомним, что такое, например, живопись с натуры? Если 70% отбрасывает художник и оставляет за холстом, и показывает по своему усмотрению 30% = это уже не жизнь, а видение ее художником. Так же Микеланджело говорил «я беру камень и отбрасываю все лишнее…» … так и обыденная жизнь с выбранными эпизодами и краткими ремарками автора – это уже не механическая фотография, а произведение художника.

 

Боже мой, до чего тонко сделана эта работа!

Я боялся ее читать, как Достоевский боялся смотреть «Бурлаков» г. Репина. Достоевский боялся, что художник выставил страдания и нищету напоказ , чтобы раздирать души зрителей, но успокоился, как он пишет, увидав вполне живые лица и даже, то ли просветленные улыбкой, то ли еще чем, не помню. Так и я боялся читать письма, начинающиеся ч 900-х гг., когда героям было весело и легко, как бывает в детстве и юности, но впереди их поджидала кровавая революция  … и купеческих героев юных и беззаботных ждал впереди только горький финал.

Поэтому дойдя до студенческого и юнкерского возраста братьев Сергея и Михаила, я остановил чтение, чтобы не расстраивать сердце – и стал читать с конца, пока еще не совсем прирос сердцем к героям  Прочитав с конца, я убедился что ужасы революции минимизированы до максимума, и это дало мне возможность успокоившись начать читать еще раз с начала. Удивительно тонко очерчены характеры и братьев, и их любящих родителей – отца (несколько утомляющего хозяйственной жилкой) и наблюдательной матери, с их вечными поцелуями  и кратким обращением и верой к милости бога.

И тонкость этих прорисовок характеров там минимизирована, как тонкий прозрачный рисунок пером на полях Пушкина – удивительно когда скупость становится вершиной выразительности. Такие примеры мы находим во всех миниформах литературы (двустишиях, пословицах и т.д.). И от этого столько возникает свободы для читательского духа, для его полета. Душа читателя дополняет мелькающие события своими какими-то движениями и впечатление колоссально. У каждой читательской души есть свои чувствительные места и его собственное воображение их находит без промаха, и трогает сердце самым глубоким и чувствительным образом.

Действие романа перебрасывается волшебным образом то в Петербург, то в Москву, то в Елец (по адресам на конвертах) и даже в действующую армию, погибающую в гражданской войне. Письмо оттуда показывает, почему она погибла, потому что она не жаждала победы, а сострадала ране нанесенной отечеству братоубийственной войной.

 

Кто такой этот Владимир Заусайлов? Как он справился с такой задачей? Это что, замечательный писатель? Да, замечательный писатель, но впрочем до этого он и не брал перо в руки. Вот именно ни один писатель не создал бы такой композиции, его вкус, его мастерство бы создали другие пропорции, это-то бы и виделось сразу. Но поскольку Владимир Заусайлов  раньше ничего не писал, то никакого мастерства современного писателя обнаружить и не удалось. Вероятно, он даже еще и не осознал сам, что выступил в роли литератора, и именно это и сделало его литературный опыт такой в высшей степени не ремесленный, а невыразимо тонкий, человечный и глубокий.

 

Его душа как дитя поступила с неким материалом, и он поддался игре души и … читатель может войти в Царствие Небесное (красоты, восторга, полета, глубины, мечты и т.д.). Это я как-то пытаюсь провести линию от слов Христа («не обратитесь и не будете как дети…»), его формула настолько универсальна, что работает в самом широком смысле, потому что продолжение ее может быть самым разнообразным, например: «не обратитесь и не будете как дети не войдете в Царствие Небесное» - супружеской любви… - не войдете в Царствие Небесное дачной композиции литературного материала… т.е. все это лишний раз показывает, что  не мастерство требуется для создания произведения, а только сердце, и чтобы сердце при этом принадлежало только самому себе*, а не какой-нибудь партии или какой-нибудь литературной системе или доктрине, или тенденции.

 

И еще два слова о юморе в этом грустном в общем-то романе. Гоголь бы не раз улыбнулся в длинных перечнях цен несуществующих уже денежных единиц на пуд яиц, соли, абрикосов и свинины в каждом письме любящего главы семейства. Это смешно и тревожно одновременно, т.к. ход жизни постепенно низвел его деятельность на нет, заменив инициативу предпри­нимательскую на палочную систему экономической жизни. (Когда изобилие на первых страницах романа – заменятся нищенскими карточками на последующих страницах, и это тоже неожиданный глубокий взгляд читательского глаза следящего за лирическими событиями героев повествования).

Нобелевская премия ошибочно была дана ложной картине жизни у Шолохова* (с экономической точки зрения согласятся даже все оппоненты-социалисты), но все ложное забудется, а истинное без премий и наград зато бессмертно. Русский ряд шедевров как «Театральный роман», «Котлован» продолжился романом в письмах Вл. Заусайлова «Купеческий Елец – письма» .

 

 

в заключение

 

 

В беседе с автором я еще высказал одну мысль, которая не пришла мне в голову пока писалось это эссе, и теперь я добавлю ее.

Гоголь, Достоевский, Пушкин, Булгаков, Платонов дали широкое полотно героев разных слоев от дворянства до простолюдинов и бедных людей, но купцы и купечество слабо прорисованы в русской литературе. Перечисленные авторы их почти и не изображали. Островский много изображал их, но это какие-то несерьезные картинки, они имели тенденцию обличения. У Лескова есть изображение купечества, но это купечество отдалено от нас слишком далеко. Заусайлов изобразил последнее купечество накануне нашего времени, и даже шагнувшее в нашу эпоху, правда тут же исчезающее в ней, т.к. в новой эпохе для них уже не было места. Вот это трогательное исчезновение и происходит на глазах изумленного читателя – быстро, просто и бесповоротно.

И еще я подумал, но не сказал собеседнику – настолько это было очевидно и тем не интересно моему собеседнику, однако чего читатель совершенно не знает …

Так же как описать Атлантиду затонувшую лучше бы мог не Платон по чьему-то пересказу, а сам атлант… или как Есенин говорит «я последний поэт деревни…» - так же и очевидно, что никто не знает до тонкостей и никто не испытывает такой тоски и боли по ушедшему бесследно целому миру, как тот кто является сам этой затерявшейся частичкой  - да-да, автор прямой потомок купеческого рода, не только прославившего свой город Елец своими славными делами и щедрыми пожертвованиями, но и тем, что дружил лично с братом последнего Российского императора, и принимал его у себя в городе, и у себя в доме, и даже у себя в специально построенном храме (посвященного убиенному императору Александру – причем внутренне убранство храма и весь его внешний вид жемчужина архитектуры европейского масштаба, и тема для отдельного эссе), устилая полы  золотыми червонцами (орлами конечно наверх)… и когда брат императора сказал:

-Ну вот это уже излишне…

… не знаю вслух или про себя, а потом дома пересказывая, он ответил:

-Ах, надо было поставить на ребро…

 

 

Полезно каждому смотреться в зеркало - роман позволяет увидеть еще целую новую грань русского менталитета … русского национального характера …. русской нашей души.

 

 

 

*========================

«…я пишу по указке сердца, а сердце мое принадлежит партии…» из речи писателя на каком-то съезде…

 

 

2005-08-12

 

 

- = - = - = - = - = - = - = - *   - = - = - = - = - = - = - = -

 

 

 

 

 

Подпись:                                                                        Вл. Заусайлов
                           РОСТОВЦЕВЫ 
                             – письма









И З Д А Н И Е
«музей рондизма»
    2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - = - = - = - = - = - = - = - *   - = - = - = - = - = - = - = -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz
Ваша защита от плагиата
Используются технологии uCoz